Наверх

Переменный штрих

   Без сомнения, одним из наиболее часто используемых способов игры на гитаре является переменный штрих. Пассажи, сыгранные им вы можете услышать практически в каждой композиции таких мастеров гитары, как Джо Сатриани, Ингви Мальмстин, Стив Вай и многих других. Да, конечно существует свип, теппинг, легатная техника и все они также требуют определенной степени внимания. Но для начинающих гитаристов следует развивать в первую очередь именно переменный штрих, и уже отталкиваясь от него идти дальше.

   С технической точки зрения переменный штрих – это серия постоянно чередующихся ударов медиатором вниз (даунстроуков) и ударов вверх (апстоуков). В этом заключается одна из причин универсальности переменного штриха. Какую бы сложную партию не пришлось играть гитаристу – ему не надо заранее продумывать последовательность движений медиатором. Ему нужно лишь сконцентрироваться на том, какую ноту он должен взять в следующий момент, а не на том, как он должен это сделать.

   А теперь рассмотрим, что же влияет на скорость игры переменным штрихом и как эту скорость можно увеличить. И в первую очередь хочется сказать – играйте медленно! Многие начинающие гитаристы делают огромную ошибку пытаясь играть как можно быстрее. Они играют с грязью, промахиваются мимо струн, но, тем не менее, продолжают упорно заниматься  и верить, что рано или поздно у них все получиться. Нет! Ирония заключается в том, что для того, чтобы играть быстро – нужно играть медленно. Эту фразу в одной из своих видеошкол сказал один из самых быстрых гитаристов планеты – Майкл Энжело. Ведь если вы сто раз сыграете один и тот же пассаж с грязью, то чище ваша игра на электрогитаре от этого не станет. Но если вы сто раз сыграете его чисто, но медленно, то в сто первый можете попробовать увеличить скорость на немного и этот пассаж наверняка получиться не хуже.

   Следующим в списке стоит экономичность. Если вы хотите играть быстро, то не стоит совершать лишних движений. Не размахивайте медиатором из стороны в сторону. Держите пальцы как можно ближе грифу. Особенно это касается мизинца – именно он чаще всего стремиться удалиться от грифа на неопределенное расстояние, после чего очень долго возвращается назад. Чем меньше лишних, бессмысленных движений – тем быстрее игра, это естественно.

   В третьих - метроном! Большая часть времени, которое вы уделяете электрогитаре, должна проходить в игре под метроном. Так вы разовьете в себе ритмичность. К тому же это самый простой способ контролировать свои успехи. Если вчера вы сыграли до-мажорную гамму шестнадцатыми на скорости 80 ударов в минуту, а завтра на скорости 85, то это прогресс. Вы можете даже составить план своих достижений. Например, к январю достигнуть скорости в 100 УВМ, к февралю – 105 и т.д.

   И наконец – глушение! Без него никуда. Чтобы вы не играли (и это относиться не только к переменному штриху), вам необходимо глушить те струны, которые не должны звучать в данный момент. В противном случае грязи при игре вам не избежать. Глушить струны нужно как левой, так и правой руками. Для правшей – правой все, что ниже (по высоте) той струны, которая в данный момент должна звучать, левой – все, что выше. Для левшей соответственно наоборот. Поначалу это будет довольно сложно, но со временем перерастет в привычку.

   Также хочется уделить отдельное внимание постановке правой руки. Меня часто спрашивают – какой она должна быть. И, к сожалению, а может быть и к счастью на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Посмотрите видео, на которых запечатлены ваши кумиры – все они держат медиатор по-разному. Некоторые между большим и указательным, некоторые между большим и средним. Некоторые под углом, некоторые перпендикулярно струнам. Некоторые опираются на гриф, некоторые нет. Все это зависит от личных предпочтений и в конечном итоге формирует ваш собственный стиль игры.

Главная > Уроки игры > Игра медиатором > Переменный штрих

  • Бас-гитара
  • Как играть барре аккорды
  • Тэппинговый флажолет
  • Звукосниматель Сингл